Вавиловы.

Во многие сборники фольклора 20-го столетия, связанные с изучением традиционной народной культуры Псковского края, вошли имена матери и дочери Пелагеи Матвеевны и Анастасии Ивановны Вавиловых, песни из репертуара хора д. Шелино, которым они руководили в разные годы.

Пелагея Матвеевна родилась в деревне Лилево Толковской волости Островского уезда в середине 1860-х годов, ориентировочно по воспоминаниям родственников 10 октября. Имя свое она получила по святцам православной церкви.

Росла очень смышленой девчонкой, с детских лет уже хорошо пела. Управляющий имением Боково-Верховье помещика-поляка В.А. Морачевского отправил смышленую девушку-подростка четырнадцати лет в услужение барыне. Вскоре Пелагея стала ее горничной, несмотря на безграмотность выучила польский и немецкий языки, на которых общались в семье.

Накануне революции Пелагея Матвеевна вышла замуж в деревню Шелино соседней Вышгородецкой волости с довольно значительным по тем временам приданым — более 30 гектаров земли. «Эта земля, — по воспоминаниям правнучки Е.В. Мартыновой, — была поделена между дочерьми Евдокией и Анастасией. С младшей дочерью она и стала жить. Они взяли в свой дом зятя-примака, который при паспортизации получил фамилию Вавилов Михаил. Фамилию зятя взяла, будучи вдовой, и Пелагея Матвеевна. Во время латышской республики П.М. Вавилова легко изучила латышский язык и неплохо на нем разговаривала».

В 1920-е годы П.М. Вавилова создает в деревне Шелино женский хор свыше 20 человек, с которым участвует в свадебных обрядах, праздниках русской культуры в Вышгородке и Яунлатгале.

Она знала много детских, хороводных, плачевных, рекрутских (солдатских), свадебных и других песен.

В своей памяти она держала и могла произвести традиционный старинный свадебный обряд. Богаты были по разнообразию жанра и ее сказки…

Многое из наследия (свыше 110 песен и прибауток) П.М. Вавиловой сумел в конце 1920-х — начале 1930-х годов записать известный собиратель фольклора И.Д. Фридрих. Сумел не только записать, но и организовать их выступление совместно со сказителем И. Богатыревым на кружке ревнителей русской старины в городе Рига.

Часть собранного материала у П.М. Вавиловой И.Д. Фридрихом была опубликована в книге «Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда», Яунлатгале, 1936 г., которая ныне хранится у ее правнучек.

В июле 1934 года «великой песенницы» не стало.

Традиции матери продолжила ее дочь Анастасия Ивановна Вавилова, которая, при разделе на хутора деревни Шелино, с 1928 года все в большей степени руководила деревенским хором.

Известны дополнительные записи фольклорных произведений от них И.Д. Фридрихом в 1940 году, Н.А. Котиковой в послевоенные годы, которые вошли в книгу «Песни Псковской области».

Значительный пласт песенного и сказочного материала, полученного от А.И. Вавиловой в послевоенные годы, использовали в своих сборниках и книгах В. Бахтин и Дм. Молдавский. Кто желает побольше узнать о чертях и других героях сказок, с которыми знакомила данных авторов Анастасия Ивановна сразу после войны, может пойти в любую библиотеку области и попросить книги «За песней, за сказкой, за одолень-травой», «Русская сатирическая сказка».

Так можно будет оказаться в мире добрых и злых духов, оборотней, героев-крестьян, с которыми она знакомила этих исследователей и студентов-практикантов из Ленинграда, работавших с ними.