Примеры работ Нины Евгеньевны Сорокиной

 

 

Программа курса «Основы православной культуры» 9 класса Бороусовской школы.

 

•  Византийская Империя. Культура Византии. Вселенские Соборы (общее содержание). – 1 час.

•  Богослужебная культура Православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях; священнослужители; церковнослужители, прихожане на богослужении. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры.

•  Первый русский митрополит Илларион и «Слово о законе и благодати» - 1 час.

•  Православное краеведение. Святые места родного края. – 1час

•  Чудотворные иконы, мироточивые иконы. Православная культура почитания святых икон. Крестные ходы. – 1 час

•  Святой князь Андрей Боголюбский. Рассказ о Владимирской иконе Матери Божией. – 1 час

•  Святой князь Александр Невский. Сохранение Руси. Святой князь Даниил Московский. – 1 час

•  Святой преподобный Сергий Радонежский. Возрождение Руси.

•  Монастыри и монашество на Руси. – 1 час

•  Москва – Третий Рим. Православный уклад жизни общества в Московском Царстве. – 1 час

•  Ими Россия славна. Защитники Земли русской – воины и полководцы. Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин и др. – 1 час

•  Православные и русские писатели 18-19 веков. – 1 час

•  Славянофилы и западники в историко-патриотическом контексте. – 1 час

•  Русская духовная музыка. Влияние музыки на человека. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. – 1час

•  Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Фреска, мозаика. – 1 час

•  Новомученики и исповедники Российские. – 1час

•  Царственные мученики. Царская семья. – 1 час

 Учитель: Сорокина Нина Евгеньевна

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

«Основы православной культуры»

в Бороусовской основной школе Пыталовского района

 

Введение. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ.

 

Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?

•  Роль Православия в жизни российского общества.

•  Возникновение христианства и Православной Церкви.

•  Истоки и традиции православного вероучения.

•  Источники знаний о боге.

•  Появление первых христиан на Руси.

•  Крещение Руси.

 

Тема 2. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

2.1. О Библии

2.2. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение.

2.3. Сюжеты Ветхого Завета: первого братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание Авраама.

2.4. Ветхозаветные пророки.

2.5. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа

2.6. Чудеса и проповедь Христа.

2.7. Страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа.

2.8. Евангельские события после воскресения Христа.

 

Тема 3. ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ

•  Для чего строят храмы.

•  Откуда взят образ храма.

•  Древнее культовое зодчество на Руси.

•  Внутренне устроение храма.

•  Святыни – храмы православного мира.

•  Сорок сороков московских храмов.

•  Храмы Московского Кремля

 

Тема 4. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО.

•  Религиозная тематика в искусстве.

•  Церковное искусство.

•  Иконопись на Руси.

•  Иконография образа Пресвятой Богородицы.

•  Чудотворная Владимирская икона Богоматери.

•  Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

•  Чудотворные иконы Божией Матери «Знамение».

•  Державная икона Божией Матери.

•  Монументальная живопись в православном храме.

•  Символы православного искусства.

 

Тема 5. АГИОГРАФИЯ.

•  Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

•  Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

•  Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

  ТЕМА УРОКА: ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ ПРОТОИРЕЯ НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА)

 

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и трудами старца – нашего земляка, известного во всем мире, хранившего Псковскую землю своей молитвой в ХХ I веке.

ПЛАН УРОКА.

•  Организационный момент.

•  Просмотр фрагмента кинофильма об отце Николае.

•  Слово учителя.

4.Чтение стихотворения о. Николая «Святой великомученице Екатерине».

5. Комментарий учителя.

6.Чтение стихотворения о. Николая «Братский гимн».

7. Анализ. Беседа по вопросам.

8. Чтение стихотворения «Пустынник».

9.Анализ. Беседа по вопросам.

10.Комментарий учителя.

11.Заключение. Выводы учащихся и учителя.

12. Чтение стихотворения «Покаянная молитва».

13.Домашнее задание. Эссе. Каким вам представляется наш земляк отец Николай?

 

УРОК.

1.Стихотворения протоирея Николая (Гурьянова).

Стихи предлагаются для прочтения заранее.

Вступительное слово учителя начинается после просмотра фрагмента кинофильма об отце Николае, из которого учащиеся узнают о Талабских островах Псковского озера, видят домик Батюшки, паломников.

Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда С.-Петербургской епархии в благочестивой купеческой семье и был крещен в Михайло-Архангельском храме села Кобылье городище. Его отец, Алексей Иванович, был регентом церковного хора и прививал своим детям любовь к храму и церковному пению, тем более, что все дети имели музыкальные способности. Старший сын, Михаил Алексеевич, впоследствии стал профессором-преподавателем С.-Петербургской консерватории. О младших братьях, Петре и Анатолии, сведений почти не сохранилось. Известно только, что все трое братьев погибли на войне.

С детства Николай Алексеевич прислуживал в алтаре. Закончил Гатчинский педагогический техникум и первый курс педагогического института в Ленинграде, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в Ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1958 году приехал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни.

Долгие годы верной спутницей и помощницей была для отца Николая его мать – Екатерина Стефановна. Она очень любила молиться своей небесной покровительнице. У Батюшки есть стихотворение «Святой великомучинице Екатерине», вы читали его.

•  Чтение стихотворения.

Давайте посмотрим отрывок фильма о Батюшке и о паломниках.

5. Наш остров Залит называли островом Православия. Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего мира.

Примеров его молитвенной помощи можно найти и прочитать много.

Давайте вместе почитаем некоторые его стихи.

 

6.Братский гимн.

 

В прежнее время порой надвигалось Послано Богом нам вновь испытанье: Время под братской хоругвью сплотиться,
Грозно латинство на нас. Тяжкое время невзгод. Выступить против врага.
Тайно и явно оно добивалось В этом суровом горниле страданья Всем, в чьей душе вера в Бога хранится,
Русь уничтожить не раз. Должен окрепнуть народ. Всем, кому Русь дорога.
Много боролся за Веру святую Должен он Церковь и Родину смело В братской любви и святом единенье
Наш православный народ. Грудью своей защитить, Наших успехов залог.
Эту глухую борьбу вековую

Ради великого русского
дела

С ними не страшны врагов ухищренья.
Русь и доныне ведет. Жизни своей не щадить. В правде поможет нам Бог.

 

7. Работаем по вопросам по тексту ( текст у каждого ученика перед глазами)

- О каких исторических событиях вы вспоминаете, читая строки:

В прежнее время порой надвигалось

Грозно латинство на нас?

Ученики вспоминают изученные на уроках истории героические страницы подвигов Благоверного князя Александра Невского и Ледовое побоище, когда «агрессоры-иноверцы стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия» [Листок псковского храма св. Александра Невского № 50, с.202]

•  В чем же видит отец Николай залог наших успехов?

•  «В братской любви и святом единенье»

•  Есть ли у вас другие варианты обретения успеха?

•  Благословия ли бы Батюшка небратское и недружелюбное отношение к кому-либо?

•  Не напоминают ли вам чьи-то слова строки:

«В правде поможет нам Бог».

- Из уроков истории дети знают, что перед битвой на реке Неве, зная, что шведское войско превосходит русское, сказал: «Не в силе Бог, но в правде».

8. Еще одно стихотворение Батюшки обращает наше внимание на события более близкие к нам по времени.

 

Пустынник.

Пришел он с тяжелой лопатой,

Усердно стал землю копать,

Достал он топор небогатый

И начал деревья срубать.

Под старой развесистой елью

Он начал с молитвой святой

Устраивать первую келью,

Убогий и тесный покой.

Построил он храм непростой,

Древесный, с таким же крестом,

Внес образ в него чудотворный

И долго молился потом.

Молился о царственном троне,

О всей благоверной семье.

О людях, чтоб в Божьем законе

Увидели истину все.

 

9. Работаем над несколькими вопросами.

- Знакома ли вам из истории ситуация, когда монах стремится к пустынножительству и подобным образом обустраивает свой быт?

- Учащиеся, недавно познакомившись с житием преподобного Сергия Радонежского в очерке Бориса Зайцева, комментируют текст свободно.

- Какой эпизод из жития Преподобного напоминает вам о молитве за руководителя государства?

- Учащиеся вспоминают благословение Дмитрия Донского перед битвой на поле Куликовом.

- Не возникает ли у вас еще каких-либо ассоциаций при строках:

«Молился о царственном троне

О всей благоверной семье…»

- Некоторые учащиеся слышали о царственных мучениках.

10. Учитель дополняет: хотя в православной традиции в утренних молитвах ежедневно звучали заздравные слова: «Спаси, Господи, и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великого государя нашего императора: супругу его, благочестивейшую государыню императрицу, наследника и весь царствующий дом», - но вспоминается семья последнего русского императора и отношение Батюшки к этим событиям. Из биографии отца Николая известно, что он был прозорливцем, этот дар обнаружился у него в раннем детстве. После гибели Царственных мучеников, девятилетний мальчик в слезах прибежал к матери, обнял ее со словами: «Мама, мамочка, нашего царя убили, что делать-то будем?». Известно, что всем своим духовным чадам он завещал молиться Царю-мученику, глубоко почитая его еще задолго до канонизации: «Молитесь Царю, он предстоит перед Богом за Россию, он все управит».

Очень пронзительно звучат в этой связи последние строки

«… в Божьем законе

Увидели истину все»

Вспоминается четвертая заповедь блаженства, звучащая на Литургии: Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся.

Алчущие – сильно желающие есть;

Жаждущие – сильно желающие пить.

Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся. Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании.

Чтобы в сердца людей пришло такое чувство за них всегда молились монахи и монахи-пустынники в частности.

Таким же был и протоиерей Николай (Гурьянов).

Он родился в начале трагического ХХ века и пережил все страшные катаклизмы русской и мировой истории своего столетия: Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, коллективизацию, репрессии сталинского времени, Вторую мировую войну, хрущевские гонения.

В этом смысле его удивительная жизнь может быть примером для всех тех, кому кажется, что в условиях апокалиптического конца нет никакой возможности во всем и до конца соблюсти верность Богу.

Сам факт существования такого старца для многих является той незримой и, может быть, не вполне осознаваемой нитью, которая соединяет их с Богом и вековечной традицией Православия.

Покаянная молитва

Господи, помилуй,

Господи, прости.

Помоги мне, Боже,

Крест свой донести.

Ты прошел с любовью

Свой тернистый путь,

Ты нес Крест безмолвно,

Надрывая грудь.

И за нас распятый,

Много ты терпел,

За врагов молился,

За врагов скорбел.

Я же слаб душою,

Телом также слаб,

И страстей греховных

Я преступный раб.

Я – великий грешник

На земном пути,

Я ропщу, я плачу…

Господи! Прости.

Помоги мне, Боже!

Дай мне крепость сил,

Дай мне крепость сил,

Чтоб свои я страсти

В сердце погасил…

Помоги мне, Боже!

Щедрою рукой

Ниспосли терпенье,

Радость и покой.

Грешник я великий

На земном пути…

Господи, помилуй,

Господи, прости!

 

 

 

 

Литература

 

1.Иеромонах Нестор (кумыш). Старец Николай Залитский . С.- Петербург. СатисЪ.2002.

2.Изборцев И. Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем. С.-Петербург: Сатисъ Держава.2003.

3.Напоминаю вам…Потоиерей Николай Гурьянов. М.: Отчий дом.2000.

 

 

Творческая работа

Тема: «Элементы православной культуры на уроках литературы» (Практическая часть, стр.36-50)

 

 Исполнитель: Сорокина Нина Евгеньевна учитель русского языка и литературы Бороусовской основной общеобразовательной школы Пыталовского района Псковской области

 

Научный консультант: Болкунова Татьяна Александровна заведующая кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин ПОИПКРО

 

Псков, 2004 г

П Л А Н.

 

•  Введение.

1.Обзор литературы по проблеме.

а) Обзор статей из журнала «Литературная учеба».

б) В.Н.Троицкий «Словесность в школе».

в) Э.С. Лебедева «отрок Библии».

г) Т.Фомина «Христианские мотивы в творчестве русских писателей».

д) Ю. В. Лебедев «Духовные основы поэтики русской классической литературы».

е) Е.В. Николаева «Пути небесные русского романа».

II . Элементы православной культуры на уроках литературы в 6-7 классе

1.Урок – знакомство с Библией.

2.Евангельские притчи.

3.Православные мотивы в творчестве А.С.Пушкина. Работа с произведениями А.С. Пушкина в 6 классе.

а) «Станционный смотритель»

б) «Метель»

в) «Дубровский»

4.Изучение «Повести о Петре и Февронии Муромских».

5.Изучение отрывка из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» в 7 классе.

6.Изучение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва» и «Когда волнуется желтеющая нива».

7. Изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

8. Изучение стихотворения А.К. Толстого «Благовест».

9. Урок внеклассного чтения по произведению В.Я. Курбатова «Одинокий».

10. Урок внеклассного чтения «Стихотворения протоиерея Николая (Гурьянова)».

III . Выводы.

IV . Приложения.

1.Работа кружка «Основы православной культуры».

2.Выступление на V Корнилиевских чтениях «Православие, Псковщина, Пушкин…»

3.Публикации в газете «Наша жизнь».