(Янис) Иван Дмитриевич Фридрих

И.Д. Фридрих с семьей. Рига 1960-е годы

Молодого, полного сил и энергии Ивана Дмитриевича Фридриха извилистые пути-дороги судьбы в начале двадцатых годов привели из России в ближнюю эмиграцию. Есть в ритупской стороне деревенька Пышково. В ней и начал работать тогда молодой учитель: была в деревне своя четырехкласс­ная школа. Через несколько лет его перевели в Верховскую четырехклассную школу, где Ивану Дмитриевичу пришлось вести разные предметы, даже гимнастику.

Уроженка деревни Кузнецово, учившаяся некогда в этой школе, А.К. Кузнецова так вспоминает о нем: "Очень куль­турный, обходительный, интеллигентный человек. Все осталь­ные учителя были довольно проще. По разговорам, происходил он из семьи священника...".

Здесь, в Верховье, встретил Иван Дмитриевич Фридрих свою будущую жену - Зинаиду Николаевну Покровскую.

В 1927-1928 учебном году он был назначен заведующим Яунлатгальской (Пыталовской) 6-классной русской школой и проработал в ней бессменно до предвоенного 1940 года. Проживал он тогда на улице Калпака (ныне Пушкинская) через дорогу напротив здания, где сейчас находятся магазины.

В январе 1926 года возобновило свою деятельность Рус­ское просветительское общество, одной из целей которого яв­лялось привлечение русской интеллигенции к изучению и по­знанию родного края. В эту работу постепенно стали втяги­ваться учителя школ Яунлатгальского уезда. Большое значе­ние имели организуемые в это время "Дни русской культуры", в подготовке их принимал участие и Иван Дмитриевич Фрид­рих.

Помимо этого И.Д. Фридрих занимался переводческой деятельностью и редактированием учебников для русской основной школы в Латвии. Делал это он с И.И.Потаповым, ко­торый сначала преподавал в Бороусах, а затем в Пыталове. Так, в Риге в 1936 году под их редакцией увидел свет учебник

“Первые шаги в математике" Часть III. Курс IV-классной ос­новной школы.

Но больше всего внимания он все же уделял собиранию и исследованию русского фольклора, для этого он много ездил и работал в селениях Яунлатгальского уезда. Свои первые материалы он собрал в д. Вознесенье и ее округе: ходил по домам и просил старых женщин напеть песни, которые они слышали от матерей или бабушек. В 1928 году он опубликовал свои материалы в журнале "Русская старина" (№2 от 28 марта).

Как гость из провинции Янис (Иван) Фридрих прочитал несколько лекций на занятиях кружка ревнителей русской старины при Гребенщиковском училище в Риге (руководитель И.Заволоко).

И.Д.Фридрих делал фольклорные записи в деревнях Ay гшпилской (Вышгородок), Пурвмалской (Носово), Линовской, Качановской и Ругайской волостей. Наиболее плодовитыми оказались 1925-1927 годы, именно тогда он записал множество свадебных песен у крестьянского хора в деревнях Сунево и Сидоренки. Здесь же хор, которым руководила Прасковья Семеновна Богатырева, инсценировал по его просьбе старинную свадьбу. Существенными вариантами обряд дополнился после записи в сентябре 1926 года у 60-летней Феклы Пантелеевны Вознесенской из деревни Краули части свадебного обряда, который проводила в молодости она сама.

Своими занятиями увлек он коллег - учителей четырехклассных основных школ: Бороусовской - И.И.Потапова, Гавровской - К.Н.Беклешова, Пузыревской - М.Ф.Федорову, Стержневской - В.Н.Серебряницкую, Вышгородецкой - Ф.А. Степанова и других.

Началом широкого сбора русского фольклора следует все­-таки считать 1930 год - год создания по инициативе энтузиастов при Русском отделе Министерства образования Комиссии по собиранию и изучению русского фольклора. Многие ее члены выезжали на места. Например, в Яунлатгале (Пыталово) предпринял поездку В.И. Синайский и организационно оформил в местечке филиал. Результативным стало это время и в работе И.Д.Фридриха. В период, начавшийся в тридцатые годы, кро­ме единичных записей, он составил запись около ста песенных текстов самых разных жанров от Вавиловой Пелагеи Матве­евны и ее дочери Анастасии Ивановны, причем часть исполня­емых ими вещей ему удалось записать на звукозаписывающий аппарат.

В двух местах наблюдал и описал И.Д.Фридрих старин­ный хоровод: в деревне Верховье Пурвмалской волости и в деревне Максы Гавровской волости. Старые женщины, взяв­шись за руки, парами ходили взад-вперед и пели:

Соловейка миленький,

Ай, не хвищи-тка,

Не пой-ка, салавей,

Не хвищи-тка, младой,

Да по сударушке своей...

В нашем уезде И.Д.Фридрихом были записаны и типично народные танцы, причем сам он из всех выделял танец древнего происхождения "Кру­жок".

Вообще же им собраны песни разных жанров: детские и хороводные, плясовые и беседные, семейные и шуточные, ям­щицкие и солдатские, казацкие, сатирические, пародийные. Впервые они были опубликованы в книге "Фольклор русских крестьян Яунлатгальского уезда. Книга 1" с указанием издателя (И.Фридрих, Яунлатгале, улица Калпака, 15).

Занимался он и другой общественной и педагогической деятельностью. Большую роль заведующий школой И.Д.Фридрих играл при подготовке школьных праздников, в программу которых включался детский спектакль и различные номера художественной самодеятельности. Так, в апреле 1940 г. по его инициативе Абренским отделением Учительского союза на базе Абренской русской школы были проведены первые в Латвии учительские посиделки (семинар). В мае-июне под руководством И.Д.Фридриха и адвоката В.Д.Строева началась организация Абренского отделения Русского национального объединения в Латвии.

Перед самой войной семья Фридрихов переезжает в местечко Качаново, где Иван Дмитриевич продолжает учительствовать. Здесь он был накануне войны арестован и отправлен в Россию. Но так получилось, что их группу не смогли пере­править дальше, а временно поместили в Островской тюрьме. После того, как Остров был занят немцами, их группу отпус­тили; Фридрих пешком пришел в Вознесенье. Продолжал учи­тельствовать. После смерти жены уехал с сыном в Ригу…

Он продолжал заниматься своей работой - учить детей и своим увлечением - собирать фольклор, выполняя заветы сво­его духовного наставника И.Д.Бережанского-Козырева. В 1972 году И.Д.Фридрих выпустил книгу о русском фольклоре, став­шую итогом большой кропотливой работы, длившейся много лет. К сожалению, остальной, не вошедший в это издание ма­териал, так и не был подготовлен к печати и после смерти со­бирателя хранится в Санкт-Петербурге, в известном хранили­ще Пушкинского дома.